Муниципальное автономное 
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением 
иностранных языков»

Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.

Бальзак О.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

Шведова Т.Ф.,

учитель-логопед

Логопедическое сопровождение в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.  Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Следовательно, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).

Основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Одним из ведущих видов нарушений речи является  нарушения письменной речи,  и этот вид — один из ведущих видов коммуникации у детей, имеющих тяжёлые формы ДЦП. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение.  Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве. И поэтому организация и содержание логопедической работы играет достаточно весомую роль во всестороннем развитии ребёнка в условиях дистанционного обучения.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

Эта работа включает в себя  диагностический, коррекционно-развивающий этапы, а так же просветительскую часть, которая включает в себя работу с участниками образовательного процесса -  родителями (или законными представителями), педагогами, работающими на дистанционном обучении.

Диагностическая деятельность, включающая в себя обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов; проведение контрольных срезов среди учащихся, зачисленных на логопедический пункт, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы (в течение года).

Все данные, полученные в ходе обследования, анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. 

Коррекционно-развивающая работа.

Содержание образовательного процесса строится в соответствии с рекомендациями А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, изложенными в «Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

Логопедическая работа  основывается на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

Для каждого учащегося с ОВЗ, зачисленного в логопедический пункт разработана и утверждена директором школы индивидуальная коррекционная  рабочая программа. С учетом речевого дефекта их несколько:  «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса  с ФФНР», «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 3 (4) класса с нарушением чтения и письма. НВОНР (ФФНР)», календарно-тематическим планированием логопедических занятий, утвержденными директором МАОУ СОШ №2 УИИЯ. Для учащихся с нарушением звукопроизносительной стороны речи разработана программа по коррекции звукопроизношения.

Для учащихся 5 класса разработана рабочая программа  «Коррекция дизорфографии у обучающихся 5-х классов, обусловленной дизартрией».

Коррекционные программы рассчитаны на 1 – 2 года в зависимости от тяжести речевой патологии.

Коррекционное обучение ведется по 3 этапам.

Первый этап предусматривает восполнение пробелов в развитие звуковой стороны речи. Главная задача второго этапа заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

Основная цель третьего этапа коррекционно-развивающего обучения – развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Учитывая  специфику работы, предпочтения отданы индивидуальным формам обучения, с каждым обучающимся проводятся фронтальные занятия с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, и выдохом на дом. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения проходят на дому у обучающихся. Но не исключена и организация  занятий с посещением   школы   (индивидуально   или   в  малых группах).

Коррекционные фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, индивидуальные занятия по 20 минут.

Дистанционное занятие проводится по заранее составленному расписанию. Логопед инициирует контакт с ребенком в начале занятия, объявляет его задачи, знакомит с  план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для Онлайн взаимодействия, момент завершения занятия также обозначается учителем. Все материалы для занятия учитель-логопед предоставляет по электронной почте.

Содержание занятий фиксируется в рабочих тетрадях в виде письменных работ учащихся.

После изучения каждого раздела проводятся проверочные работы в тетрадях для проверочных работ.

Просветительская частьлогопедического сопровождения включает в себя просвещение и повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам организации коррекционного процесса, способам преодоления речевых недостатков у учащихся с ОВЗ. и индивидуальные консультации. Тематика родительских собраний и консультаций определяется запросами родителей и педагогов или самим учителем-логопедом.

 
Главная
Designed by @leks