Муниципальное автономное 
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением 
иностранных языков»

Наука — капитан, а практика — солдаты.

Леонардо да Винчи

«Роль семьи в профилактике вредных привычек»

 

   Роль семьи в профилактике вредных привычек самая главная. Личность развивается прежде всего в семье. А самый значительный защитный фактор от вредных привычек – это гармонично развитая  личность, с созидательным потенциалом, успешно социализированная.

   Такая личность развивается при определенных условиях семейной жизни:

  • крепкие семейные узы;
  • активная роль родителей в жизни детей;
  • понимание проблем и личных забот детей;
  • ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).

   От того, какими будут взаимоотношения в семье, зависит, какими вырастут дети. От того, какими они вырастут, какое получат воспитание в детстве, зависит их будущее и наше будущее, наконец, наша старость.

   Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими, и в первую очередь, с родителями.

   Первый, общий и самый главный принцип, без которого невозможно наладить отношения с ребенком – БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ ребенка.

   Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

   Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

   В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…».

   Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: эти средства не всегда безотказны. Кто не знает такой закономерности: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура.

   Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у ребенка условные рефлексы.

   Одна из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Самые простые:

  • Приветливые взгляды
  • Ласковые прикосновения
  • Прямые слова: «как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе…»

   Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.

   Во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Это поможет понять ребенку, что родитель понял его внутреннюю ситуацию, готов услышать о ней больше, принять ее.

   Еще один очень важный момент: если вы хотите послушать ребенка или поговорить с ним, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его за руку или слегка притяните к себе и т.д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательными к таким знакам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

   Завершить разговор я хочу словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждает: «Любить – значит принимать человека, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечает: «Бороться–то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».           

 

  Педагог-психолог Полтавец О. В.

 
Главная Родителям «Роль семьи в профилактике вредных привычек»

Версия сайта

Конкурсы, публикации

"Педград" - площадка проведения Всероссийских блиц-олимпиад для педагогов. "Педград" позволяет педагогу пройти олимпиаду, узнать результат сразу после прохождения и получить диплом за несколько минут.  Сайт олимпиады "Педград".




"Практическая педагогика" - Всероссийский электронный журнал (публикация работ, участие в дистанционных конференциях, Всероссийские и международные конкурсы).  Сайт электронного журнала "Практическая педагогика".




"Талантейка" - Всероссийский творческий конкурс для детей, педагогов, воспитателей, родителей.  Сайт конкурса "Талантейка".




Ускоренный конкурс "ГенийГрад" - Всероссийский конкурс с ускоренными сроками подведения итогов. Жюри оценивает работы в течение двух рабочих дней.  Сайт конкурса "ГенийГрад".

Нас посетили:

mod_vvisit_counterСегодня172
mod_vvisit_counterВчера914
mod_vvisit_counterНа этой неделе4801
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе6906
mod_vvisit_counterЗа этот месяц23088
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц20361
mod_vvisit_counterЗа всё время1471703

Online (последние 20 минут): 6
Ваш IP: 54.144.57.183
Designed by @leks