Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

| Печать |

Логопедическое сопровождение учащихся дистанционной формы обучения

Шведова Т.Ф.,

учитель-логопед

Логопедическое сопровождение в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.  Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Следовательно, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).

Основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Одним из ведущих видов нарушений речи является  нарушения письменной речи,  и этот вид — один из ведущих видов коммуникации у детей, имеющих тяжёлые формы ДЦП. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение.  Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве. И поэтому организация и содержание логопедической работы играет достаточно весомую роль во всестороннем развитии ребёнка в условиях дистанционного обучения.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

Эта работа включает в себя  диагностический, коррекционно-развивающий этапы, а так же просветительскую часть, которая включает в себя работу с участниками образовательного процесса -  родителями (или законными представителями), педагогами, работающими на дистанционном обучении.

Диагностическая деятельность, включающая в себя обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов; проведение контрольных срезов среди учащихся, зачисленных на логопедический пункт, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы (в течение года).

Все данные, полученные в ходе обследования, анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. 

Коррекционно-развивающая работа.

Содержание образовательного процесса строится в соответствии с рекомендациями А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, изложенными в «Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

Логопедическая работа  основывается на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

Для каждого учащегося с ОВЗ, зачисленного в логопедический пункт разработана и утверждена директором школы индивидуальная коррекционная  рабочая программа. С учетом речевого дефекта их несколько:  «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса  с ФФНР», «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 3 (4) класса с нарушением чтения и письма. НВОНР (ФФНР)», календарно-тематическим планированием логопедических занятий, утвержденными директором МАОУ СОШ №2 УИИЯ. Для учащихся с нарушением звукопроизносительной стороны речи разработана программа по коррекции звукопроизношения.

Для учащихся 5 класса разработана рабочая программа  «Коррекция дизорфографии у обучающихся 5-х классов, обусловленной дизартрией».

Коррекционные программы рассчитаны на 1 – 2 года в зависимости от тяжести речевой патологии.

Коррекционное обучение ведется по 3 этапам.

Первый этап предусматривает восполнение пробелов в развитие звуковой стороны речи. Главная задача второго этапа заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

Основная цель третьего этапа коррекционно-развивающего обучения – развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Учитывая  специфику работы, предпочтения отданы индивидуальным формам обучения, с каждым обучающимся проводятся фронтальные занятия с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, и выдохом на дом. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения проходят на дому у обучающихся. Но не исключена и организация  занятий с посещением   школы   (индивидуально   или   в  малых группах).

Коррекционные фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, индивидуальные занятия по 20 минут.

Дистанционное занятие проводится по заранее составленному расписанию. Логопед инициирует контакт с ребенком в начале занятия, объявляет его задачи, знакомит с  план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для Онлайн взаимодействия, момент завершения занятия также обозначается учителем. Все материалы для занятия учитель-логопед предоставляет по электронной почте.

Содержание занятий фиксируется в рабочих тетрадях в виде письменных работ учащихся.

После изучения каждого раздела проводятся проверочные работы в тетрадях для проверочных работ.

Просветительская частьлогопедического сопровождения включает в себя просвещение и повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам организации коррекционного процесса, способам преодоления речевых недостатков у учащихся с ОВЗ. и индивидуальные консультации. Тематика родительских собраний и консультаций определяется запросами родителей и педагогов или самим учителем-логопедом.